Электромеханический завод «Авангард»
В 1949 году, когда еще только шли подготовительные работы к испытанию первого ядерного заряда, Совет Министров СССР 3 марта принял постановление о проектировании и строительстве на территории КБ-11 завода по серийному производству атомного оружия.
Первым директором «ремонтного завода КБ-11» стал Володин Константин Арсентьевич. В короткие сроки сотрудники Ленинградского проектного института подготовили необходимую документацию для выполнения требуемой задачи: «Сейчас даже трудно представить, – рассказывают специалисты, работавшие в институте в те годы, – сколько инженерных решений было принято, опираясь на конкретные расчеты, а сколько – чисто… интуитивно, исходя из опыта и общей эрудиции». Основные строительные работы выполнял спецконтингент – заключенные, лагерь которых располагался недалеко от стройплощадки.
В конце 1951 года были введены в эксплуатацию первые шестнадцать зданий завода №551 – под таким названием он вступил в строй действующих, и уже в декабре были изготовлены первые три серийные атомные бомбы типа РДС-1.
Название «Союзный завод №551» было закрытым, поэтому более распространенным и повседневным стало – завод №3. Это было логично, поскольку первые годы он был в составе КБ-11, где были построены два экспериментальных завода.
С наименованием завода «Авангард» получилась интересная история. 1 апреля 1960 года исполком горсовета принимает решение: «Удовлетворить просьбу общественных и спортивных организаций предприятия п/я 55 и присвоить клубу и стадиону предприятия название «Авангард». 31 декабря 1966 года завод, к тому времени вышедший из состава КБ-11, получил открытое наименование – Электромеханический завод «Авангард». Так удачно выбранное имя спортивного общества перешло к заводу.
Этапы становления производственной деятельности завода впечатляют: 1953 г. – начато производство нейтронных запалов для атомных зарядов; 1954 г. – водородная бомба; 1956 г. – боевая часть для баллистических ракет; 1957 г. – изделия для военно-морского флота и противовоздушной обороны; 1962 г. – «мирные» заряды промышленного назначения; 1971 и 1973 гг. – радиоактивные тепловые источники для «Лунохода-I» и «Лунохода-II» и т. д.
Расширение производственных мощностей привело к увеличению штата завода, по количеству работающих он вышел на второе место после завода №1. С апреля 1953 года для доставки работающих от станции «Тупиковая» до завода было организовано железнодорожное пассажирское сообщение.
Не секрет, что работы, проводившиеся в заводских цехах, порой были сопряжены не только с новизной технологических процессов, но и с большой опасностью для здоровья. В этот период по приглашению И. В.Курчатова в Сарове работал замечательный ученый, впоследствии академик, Герой Социалистического Труда Игорь Васильевич Петрянов-Соколов (1907-1996).
Когда-нибудь имя этого замечательного человека будет увековечено на карте нашего города.
На торжественном заседании, посвященном 25-летию ЭМЗ «Авангард», которое состоялось 18 июня 1976 года, И. В.Петрянов-Соколов сказал: «Я с вашим заводом связан с 1952 года… Основные, важнейшие работы по обеспечению вопросов в отношении техники безопасности в нашей отрасли промышленности, зарождались здесь, на вашем заводе. Здесь впервые были испытаны основные средства защиты органов дыхания. Здесь были впервые испытаны и проверены основные средства защиты от некоторых радиоактивных заражений, зарождались и подтверждались многие наши начинания… Вот такое маленькое, с виду невзрачное изделие – родилось у вас, респиратор «Лепесток».
Сколько жизней спас «Лепесток» на вредных производствах, в Чернобыле – не сосчитать, и сегодня его модификации помогают бороться с текущей глобальной пандемией коронавирусной инфекции COVID-19.
Завод принимал активное участие в решении социальных проблем города: построены жилые дома площадью более 42 тыс. кв. м, магазин «Мебель», КБО «Авангард», школа, детская спортивная школа, пионерский лагерь, поликлиника… Долевое участие в строительстве ТЭЦ, ПТУ, профилактория и многое другое.
Завод «Авангард» начал конверсионные программы в далеком 1971 году – на сессии исполкома рассматривался вопрос о производстве на заводе запасных частей для автомашин. В это время в городе развивался воднолыжный спорт, но инвентарь было сложно приобрести, и саровские «кулибины» разработали технологию и начали изготавливать лыжи собственного производства. Еще один пример – городское радио оповестило горожан: «Товарищи, рекомендуем приобрести электробритву «Автотурист», изготовленную на заводе «Авангард». Она позволит каждому автолюбителю в любых условиях (на отдыхе, в саду, на рыбалке, в походе) быть опрятным, красивым, помолодевшим. Стоимость электробритвы 7 рублей».
И если в 70-е годы производство ширпотреба было второстепенным, то в 1990 г. завод начал осваивать производство товаров гражданского назначения не по доброй воле – значительно сократился заказ государства на производство основной продукции. Начинали с титановых лопат, прищепок и торшеров, постепенно осваивая технологию производства сложных медицинских, охранных приборов. На дорогах города до сих пор в большом количестве трудятся автомобильные прицепы «тарпан», разработанные конструктором Ю. В.Ефремовым. Порой выручка от продажи прицепов, мебели и прочих товаров в отделе на проходной и магазине «Рассвет», переданном на баланс завода, помогала выплатить работникам заработную плату.
Хотелось бы отметить хорошо поставленную информационно-просветительскую работу в коллективе завода. В феврале 1960 года была создана радиогазета, выходившая в эфир дважды в неделю: «В ней освещаются вопросы партийно-политической и хозяйственной жизни предприятия, – рассказывал о работе газеты главный редактор Л. И.Куриленко. – Особое внимание уделяется вопросам производства. У микрофона выступают члены коммунистических бригад, передовые рабочие и инженеры, руководители производства». Издавались и издаются буклеты, книги Л. И.Куриленко, Ю. К.Завалишина, В. К.Зотовой, в которых рассказывается о славной истории завода, его тружениках.
В 2003 году ЭМЗ «Авангард» вновь вошел в состав РФЯЦ-ВНИИЭФ.
О перспективах завода высказался директор А. Г.Потапов: «Сегодня завод «Авангард» – одно из основных подразделений РФЯЦ-ВНИИЭФ, которое выполняет важные государственные задания. Мы реализуем проекты по созданию и развитию производства, что позволит в будущем решать сложные и ответственные задачи обеспечения обороноспособности страны».
В. Степашкин, городской музей
Автор: Наш корр.
Комментариев пока нет.
Комментарии скрыты.